konorama.ru

= ИП =

О любительской CDRR-анимации и Macromedia Flash

статья

Меня искренне удивляет то обстоятельство, что среди поистине огромного числа работ, посвящённых любимому сериалу, встречается так мало любительской анимации. Одно время я вёл кое-какие поиски и накопил что-то около двадцати произведений этой категории (в этот счёт я не занёс маленькие анима-гифы). Конечно, это не конечное число, но согласитесь — анимации действительно очень мало. А меж тем, этот вид творчества, на мой взгляд, имеет очень большую силу. Я не буду описывать о том, что, мол, как это круто оживить любимый персонаж и т.д. и т.п. Но наверняка почти каждого из вас, уважаемые члены фэндома, посещала мысль о том, что было бы здорово сделать собственный мультфильм по своему собственному сценарию, самолично срежиссировав его. Будет ли это оживший фанфик или коротенькая, забавная зарисовка — кому как. За чем же дело стало? Почему «пробных шаров» оказалось столь мало, учитывая, как много прошло времени и сколько появилось людей? Не кроется ли причина в том, что народ думает, будто анимация — занятие слишком сложное и нереальное, особенно для одиночек? Я попытаюсь представить «облегчённый» путь, помочь несколькими советами, поскольку сам запустил несколько «пробных шаров». Возможно, не шибко удачных, но я хотя бы решился.

Сразу хочется оговориться, что речь пойдёт именно о рисованной, а не о кукольной или трёхмерной анимации. Излишне рассказывать о том, как рисованная анимация делалась раньше. Практически все это знают, как знают и о том, что с нынешним развитием компьютерной техники возможностей стало гораздо больше, а особенно для любителей-одиночек. Существует куча всевозможных анимационных программ. Я лично остановился только на одной — небезызвестной Macromedia Flash. «Небезызвестность» её в фэндоме мне, однако, показалось какой-то враждебной. Ощущается некая отдельная заочная неприязнь к этому инструменту. Вот как, например, недавний опрос, проводимый на портале: «Вы пробовали сами рисовать анимацию (не flash)?». Господи, чем же flash-анимация так отличается от любой другой (за исключением того, что она создана на флэше)? Возможно, я просто не так понял смысл такого исключения, но и в ряде других случаев мне приходилось сталкиваться с недолюбливанием этого инструмента. При попытке выяснить причины я встречался с различными приводимыми мне аргументами, начиная с тех, что флэш слишком тяжёлый (!), или даже что, мол, не было создано ни одного нормального мультфильма на флэше (хммм, интересно, уж не Масяня ли опорочила инструмент в глазах некоторых людей?). Но то всё субъективные мнения, среди которых есть и говорящие в пользу флэша. Я постараюсь представить свои собственные мысли о плюсах и минусах данного инструмента.

Прежде всего надо понимать, что флэш — инструмент, базирующийся на векторной графике. Да, в него, конечно, можно подгружать растровые изображения и манипулировать ими, но основной уклон сделан именно в вектора, ибо они маловесны (в байтах), а необходимость этой «маловесности» всем понятна (особенно тем, кто вынужден беспокоиться о размерах своего трафика). Итак — вектора. В противовес ли старым-добрым карандашам? Ничуть. Планшет в руки — и вперёд. Флэш отлично с ним дружит. Но, конечно, те, кто привык работать именно с карандашом (ручкой, фломастером и т.п.), ощутят разницу. Но фотошоп, например, анафеме вроде не предавали, наоборот, до сих пор заслуженно ценят и любят. Векторами, конечно, не столь удобно (порою даже невозможно) рисовать что-либо э… художественное — тут уж у карандаша, конечно, неоспоримые преимущества. Зато вектора значительно легче редактировать.

Далее… Упорядочивания внутренних ресурсов во флэше выполнена в виде создаваемой самим пользователем иерархии папок, куда можно помещать различные рисованные фрагменты (руки, ноги, деревья и т.п., в т.ч. уже имеющие собственную анимацию), музыку, звуки. Повторное использование уже созданных объектов само собой положительно сказывается на размере и скорости производства. Да это и в духе традиционной анимации (по крайней мере, если вы считаете, что CDRR к ней относится). Тот же, кто думает, что каждый кадр там полностью рисовался заново (ну, может даже за исключением задних фонов) — жестоко ошибётся. Даже сами персонажи там состоят из отдельных фрагментов, каждый из которых имеет свой собственный, многократно используемый набор (глаза, рты, носы рисуются отдельно в своих фазах, которые последовательно накладываются на лица, и т.п.) — причём порою это заметно невооружённым взглядом.

Анимация объектов происходит по ключевым кадрам. То есть, если в первом ключевом кадре у вас есть э… шар и в ключевом седьмом кадре есть тот же шар, только увеличенный в размере, изменённый в цвете и смещённый в сторону, то соответствующая анимация движения, изменения цвета и увеличение шара в промежуточных кадрах (со второго по шестой) будет рассчитана и выполнена автоматически. Это опять к вопросу о скорости разработки. Те же, кто не ищут лёгких путей, — вполне могут делать каждый кадр вручную. Почему бы и нет? Кстати, в некоторых случаях именно так поступать и приходится.

Деформация в процессе анимации по ключевым кадрам. В основном это изменение (в т.ч. непропорциональное) масштаба объекта. Тут всё нормально. Но во флэше вполне так же можно деформировать круг в квадрат и т.п. (то есть одну форму превращать совсем в другую — морфинг) — вот тут-то и начинаются проблемы. Увы, во флэше это зачастую происходит настолько криво, что порою лучше совсем отказаться от этой идеи, и это минус. Но совсем простой морфинг вполне будет работать как надо.

Слои… Тут всё почти как в фотошопе ;)

Звуки и музыка. Вполне легко хранятся (в формате mp3) и накладываются. Есть, конечно, пара непонятных моментов, с которыми я столкивался, но их можно обойти. Самый главный тут минус — флэш (о, увы) не умеет работать с МИДами и трэкерными форматами (и это при том, что их использование позволило бы намного сократить вес мультфильма).

Растровые картинки. Порою без них всё равно никак. Флэш поддерживает использование многих их форматов (а самое главное — png с альфаканалом). Картинки можно двигать и деформировать в процессе анимации, но… изменение масштаба выглядит кривовато, из-за того что флэш это делает без сглаживания (то есть, явно видно «ступеньки» в процессе).

Программируемость. У флэша есть свой собственный язык — Action Script. Весьма мощное средство (это моё мнение как бывшего программиста), которое и позволяет делать игры на базе флэша (в т.ч. и онлайновые, например TimeZero), интерактивные интернет-приложения, и самое главное в нашем ключе — собственную навигацию по мультику ;)

Конвертабельность (ну и слово!). Флэш-ролик вполне легко можно перевести в любой формат видео средствами самого флэша (были бы только соответствующие кодеки). Или в анима-гиф.

В общем, вполне есть где развернуться. Тем, кто решит изучить этот инструмент, — советую набраться немного терпения и литературы, коей в интернете полным-полно. Стоит отметить, что, например для меня, самым трудным при работе с флэшем было именно понять его. Я три раза подступался к изучению его векторного редактора и ещё три раза непосредственно к самой анимации — мне всё казалось каким-то трудным, неправильным. Но в последствии я понял основные моменты и по-настоящему оценил этот инструмент именно за его простоту и правильность. ;)

Короче говоря — флэш вполне удобный инструмент. Причём вполне подходящий как для любительской, так и для профессиональной анимации. Простой и удобный в обращении.

Я не смогу вам дать никаких толковых советов по поводу собственно анимации персонажей и т.п. (анимации как таковой, а не применительно к конкретному инструменту). Соответствующей литературы в интернете тоже немало, например очень рекомендую пролистать книгу «Тайминг в анимации» (см ссылки). Но всё же и тут есть пара моментов. Многие советы и методики там в рассматриваются в основном относительно работы целой команды (раскадровки и т.п.). Если вы работаете в одиночку, то многое значительно упрощается, а то и вовсе делается не так. Я, например, свои ролики начинал даже не со сценария — с музыки. Да-да — именно с музыки. Переслушивал свою разношёрстную коллекцию, закрыв глаза, и под некоторые особо понравившиеся мелодии пытался продумать сценарий. То есть, не музыка вставлялась в мультфильм — а наоборот. Потому-то некоторые (если не все) моменты в мультфильмах были подчёркнуты моментами в музыке. Это позволило мне синхронизировать, чётко привязать ко времени различные сцены, и я заранее знал их длительность. Можете попробовать этот метод — он вполне может значительно облегчить работу. Но даже если вы будете всё делать по-своему — всё равно начинайте с музыки, поскольку под уже готовую анимацию вставить музыку скорее всего будет весьма и весьма проблематично (я имею ввиду не с технической точки зрения). А особенно это будет касаться голосов (если герои у вас будут говорить).

Итак, возвращаясь к началу и подытоживая всё вышесказанное… Инструменты есть, методы есть, а любителей-аниматоров пока практически нет. Огромная область творчества в фэндоме осталась практически нетронутой. Здесь ещё нет своих «гуру» — места свободны — не на кого оглядываться. Попробуйте, начните с малого и, может быть, вы с удивлением найдёте в себе призвание. Конечно, я не говорю о каком-то гарантированном чуде; тут, как и с любым другим творчеством, — надо захотеть и стараться. Кому-то это дастся легко, кому-то не очень, а кто-то и вовсе не осилит, но повторюсь: почти каждого из вас, уважаемые члены фэндома, посещала мысль о том, что было бы здорово сделать собственный мультфильм по своему собственному сценарию, самолично срежиссировав его. Будет ли это оживший фанфик или коротенькая, забавная зарисовка — кому как. За чем же дело стало?

***



Литература
[1]Г. Уайтэкер, Д. Халас. Тайминг в анимации.