Эх!.. Не стало благодати на Руси Святой с тех самых злополучных времён, как паче наилютого греха отреклись люди от глаголицы, подаянной нам рукою самого Кирилла нашего иже Мефодия с ним. Посему и все беды наши приключаются и горох не растёт и рубль падает и экология регулярно нарушается и ипотека и коррупция и глобальное потепление грозит всему… И не будет нам выхода из ужасной беды, именуемой по-византийски кризисом, покамест не вернёмся мы к корням славянским нашим и не перейдём обратно на глаголицу!
А история ея длинна и трагична. Несмотря на древность, имя своё глаголица получила лишь в XIV веке в Хорватии, где имела хождение вплоть до второй половины (внимание!) XX века. Зарождение её связывают с распространением христианства среди славян, точнее и конкретнее говоря, со становлением государства Великой Моравии, образовавшейся в IX веке на территории современной Чехии. Это государство, теснимое коллективной европейской крестоносной агрессией, призвало в лице его князя Ростислава двух видных деятелей — Кирилла и Мефодия с их учениками к устроению независимой церковной иерархии и переводу Библии на славянский язык. Для этой цели, полагают, они и изобрели первую славянскую азбуку — глаголицу. В дальнейшем появилась и литература, и даже поэзия на ней: начиная с «Прогласа», написанного Кириллом лично. Дальше они взялись за создание правовых уложений, таких как «Закон судный людем». Удивительно, но сохранились даже пергаментные оригиналы тех времён, к примеру Киевские листки — самая древняя из дошедших до нас старославянских глаголических рукописей. Впрочем, пока работа кипела, Запад не дремал и гоношил интриги одну за другой, результатом которой стали убийства и изгнания учеников славянских просветителей из Моравии и запрещения славянской письменности как таковой, несмотря на то что даже папа римский двулично и документально благословил славянское богослужение, в дальнейшем получившее название глаголического обряда.
Дальнейший этап развития глаголицы был связан с Болгарией, во времена её расцвета, куда влились выдавленные из Моравии ученики, ставшие уже учителями славянскими. Действующий болгарский князь Борис наметил им план работ в виде ускоренной христианизации страны с перспективой создания даже собственного патриархата. И тут глаголице не повезло второй раз. По какой-то неизвестной науке причине под руководством Климента Охридского была разработана другая азбука, которую сегодня мы называем кириллицей, — на основе греческого алфавита. И в учреждённой им Охридской книжной школе, ставшей надолго культурным и образовательным центром Болгарии и всего славянского мира, кириллица постепенно стала основной. Тем не менее и глаголица продолжала жить и развиваться здесь до XII века (хотя до сих пор не установлено, какая азбука из них называлась кириллицей в те времена). В этой школе прошли обучение около 3500 будущих преподавателей и священников, и именно отсель, а не из какой-нибудь Византии пришло на Русь христианство, в том числе в его исходной глаголической форме — о чём напоминают лишь некоторые сохранившиеся следы. Напротив, коварные византийцы делали всё, чтоб придушить Болгарию с её независимой национальной политикой и религией, и в 1018 году им даже удалось больше чем на полтора столетия вообще стереть её с карты мира.
Дальнейший этап развития глаголицы был связан с Хорватией. После того, как глаголице не повезло третий раз, внезапно явилась фортуна, откуда её совершенно не ждали. После того, как в 1054 году Восточная и Западные церкви раскололись на православие и католичество окончательно, Хорватии, попавшей под католический престол, запретили использовать кириллицу как чисто вражеску присущность, а в пику ей — дали зелёный свет глаголице как единственно правильному и исконно католическому изобретению, повелевая распространять те же самые славянские тексты — только на глаголице. Правда, для этого хорватам пришлось откреститься от Кирилла и Мефодия, получивших статус еретиков, и приписать её создание более модному и правильному святому Иерониму. Фокус прокатил, и, получив новый импульс, хорваты начали преобразовывать глаголицу на свой вкус, для нужд уже своего языка, выбрасывая ненужные им буквы и изобретая свои, а также меняя начертание букв до местами полной неузнаваемости, и в результате длительной эволюции глаголица получила свой исключительный местный колорит. Посему принято отличать глаголицы: древнюю болгарскую «круглую» от переходной «треугольной» и от поздней хорватской «квадратной», которая также претерпела стилевые изменения в дальнейшем с изобретением книгопечатания и последующим за этим разделением букв на заглавные и строчные, а также составлением совершенно изумительных лигатур. Кроме того, хорваты даже изобрели свой рукописный вариант глаголицы. Подъём популярности её был таков, что в 1347 году Карл IV сделал попытку вернуть её обратно в Чехию и основал для этого в Праге Эммаусский монастырь, богослужения в котором совершались на церковнославянском языке хорватскими монахами-бенедиктинцами, верными глаголической традиции. Именно из-под их пера вышло загадочное Реймсское евангелие, на котором присягали впоследствии все французские короли, начиная с Генриха III. Первой печатной книгой на славянском языке стал служебник Юрия Жакона, изданный в 1483 году глаголицей. А в 1766 году Клемент Грубисич издал наиболее значимую по данной теме книгу «Происхождение и история глаголического славянского алфавита», в которой доказывал, что глаголица вообще была составлена задолго до Рождества Христова.
Итак, ровными столетиями шло бы культурное восхождение себе дальше, кабы в XIX веке глаголице не повезло четвёртый раз, когда одним местным хорватским деятелем была изобретена гаевица — латинский гражданский алфавит, вытеснивший глаголицу из общественной жизни в узкие католические сферы церковнославянского языка. И последний, окончательный, пятый раз не повезло ей в 1963 году с утверждением новой конституции на Втором Ватиканском соборе. Нет-нет, лукавые католики не запрещали ничего. Они просто перевели богослужение на современный хорватский, который в глаголице уже более не нуждался. И всей многовековой традиции вкупе с церковнославянским языком был положен одномоментный кирдык. Правда, в качестве утешения была проложена Аллея глаголицы, до сих пор ведущая в самый маленький город в мире Хум, но уже как памятник ушедшей эпохе.
Однако нигде глаголица не подвергалась такому разгрому и разорению, как на нашей Руси-матушке. Её вычистили с такой суровостью, что и следов едва ли можно найти. Сказывают, будто только где-то по далёким скитам прячут ещё глаголическую письменность старообрядцы, куда входа никому нет, потому и сохранилась. Тем не менее потаённые места открываются иногда людям: начинают расчищать старые фрески, как, например, в древнейшем новгородском Софийском соборе или Благовещенском, так и находят под ними множественные надписи глаголицей, сделанные строителями середины XI века. В чудом сохранившихся доныне произведениях доброго священника по имени Лихой Упырь, жившего в тех же самых времени и месте, находят отдельные буквы глаголицы и даже целые слова, написанные ею.
В целом все остальные книжные свидетельства попали под палимпсест. Это такой литературный холокост, сиречь уничтожение рукописей методом соскабливания глаголического текста для написания поверх него иного. В некоторых случаях, как, например, с Боянским евангелием, исследователям удавалось восстановить изначальный текст. Лишь в самых глухих монастырях сбереглись немногие тексты религиозного содержания, дожившие до сего дня. В последующие столетия, когда глаголица уже была достаточно вытравлена и забыта, развитые умы использовали её в качестве тайнописи, непонятной окружающим.
Прошли века, и кто-то в Уникоде посчитал, что глаголица уже не опасна, и её, как этнографический компонент, можно воплотить в рядах своих символов. Благодаря этому мы можем наблюдать таблицу:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | Ѕ | З | І | Ꙇ | Ы | И | Й | К | Л | М | Н | О | П |
Ⰰ | Ⰱ | Ⰲ | Ⰳ | Ⰴ | Ⰵ | Ⰶ | Ⰷ | Ⰸ | Ⰹ | Ⰺ | Ⰻ | Ⰼ | Ⰽ | Ⰾ | Ⰿ | Ⱀ | Ⱁ | Ⱂ | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 |
Р | С | Т | У | Ф | Х | Ѡ | Щ | Ц | Ч | Ш | Ъ | Ѣ | Ю |
Ⱃ | Ⱄ | Ⱅ | Ⱆ | Ⱇ | Ⱈ | Ⱉ | Ⱋ | Ⱌ | Ⱍ | Ⱎ | Ⱏ | Ⱑ | Ⱓ |
100 | 200 | 300 | 400 | 500 | 600 | 700 | 800 | 900 | 1000 | 2000 | 3000 | 4000 | 5000 |
Ь | Ѧ | Я | Ꙗ | Ѥ | Ё | Ѩ | Э | Ѫ | Ѭ | Ѳ | Ѵ |
Ⱐ | Ⱔ | Ⱕ | Ⱖ | Ⱗ | Ⱘ | Ⱙ | Ⱚ | Ⱛ |
Ⱞ — которая является вариантом М и отдельной буквой не считается; Ⱊ — которая нигде никогда не использовалась, и только попадается в некоторых в рукописных азбуках, да и как звучала — неизвестно, хотя за глаза её называют буквой «пе»; Ⱜ — которая является хорватским вариантом Ъ, упрощённым для сокращения места (поскольку к тому же он ставился в конце каждого слова, заканчивающегося на согласную), которая называется «палочкой» и от которой происходит одноимённая современная буква; Ⱒ — которая попадается лишь в двух источниках: в Синайской псалтыри 3 раза и в Ассеманиевом Евангелии 1 раз, во всех случаях передавая первую букву в слове «хлъмъ», предположительно звуча твёрдым звуком [х]; Ⱝ — которая именуется хорватским «треугольным А» и встречается пару раз в древнейших текстах и звучит неизвестно науке как (не то как долгий, не то как йотированный звук [а]), зато убийственно похожа на диод, что сразу ставит под сомнение изобретение его в XIX веке, поскольку уже на древних камнях были начертаны эти знаки сакральных славянских знаний, несомненно унаследованных уроженцем Хорватии Николой Теслой, если бы он имел отношение к его изобретению. |